Центральный музей Военно-Воздушных сил в Монино – один из крупнейших авиационных музеев мира. Он был создан еще в 1958 году как выставка авиационной техники, и сразу стал быстро развиваться – со всего Советского Союза сюда привозили образцы самолетов, вооружений, документы и реликвии, связанные с историей развития авиации. Коллекция собрана потрясающая – от самых первых летательных аппаратов до боевых истребителей, до сих пор находящихся на вооружении, экспериментальные модели, личные самолеты легендарных летчиков, вертолеты, планеры... Смотришь на некоторые экспонаты и думаешь – "Откуда?! Как это нашли, сохранили, восстановили?". Мы с Андреем не слишком увлекаемся историей авиации, но даже нам тут было очень интересно. Всем рекомендую этот музей!
Всего для посетителей открыто два больших ангара с уникальными моделями летательных аппаратов, выставочный зал,
посвященный истории развития воздухоплавания, и огромное летное поле, плотно заставленное самолетами и вертолетами.
Самый интересный экспонат в выставочном зале. Орнитоптер - уникальный летательный аппарат с машущими крыльями,
приводимыми в действие мускульной силой пилота. Сделан из лозы, шелка и китового уса. Летные испытания прошли неудачно,
"махолет" так и остался неосуществимой мечтой о человеке-птице.
Для любителей техники – первые авиамоторы.
Ангар самолетов Великой Отечественной войны. Большая часть экспонатов – найденные по лесам и болотам
подбитые боевые машины, кропотливо восстановленные сотрудниками музея.
Личный самолет Ивана Кожедуба - Трижды Героя Советского Союза, самого результативного аса СССР времен Великой Отечественной войны.
На этом истребителе Ла-7 он сбил 17 самолетов противника (общий счет Кожедуба - 64 самолета).
"Илья Муромец" – легендарный четырехмоторный биплан, первый в мире бомбардировщик,
принимавший участие еще в Первой мировой войне. До сих пор летает, его иногда снимают в фильмах.
Ми-12, или "Гомер" – самый тяжелый в мире вертолет, построенный в 1968 году для перевозок
компонентов межконтинентальных ракет. Рекорд грузоподъемности (44 тонны) не побит до сих пор.
Эта махина осталась невостребованной, сохранилось только два опытных экземпляра.
М-50 – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик 1959 года постройки. Единственный опытный прототип.
Единственный сохранившийся экземпляр инновационного Т-4 – сверхзвукового "истребителя авианосцев".
Когда-то это был засекреченный "проект 100", закрытый по неизвестным причинам.
Тяжелый десантный вертолет Як-24, построенный в 1952 году по двухвинтовой продольной схеме "летающий вагон".
Практически все самолеты в музее – действующие, прилетели сюда своим ходом.
В день открытых дверей посетители могут побывать внутри некоторых самолетов. Так выглядит кабина самого простого "кукурузника".
Мы не видели в музее самолетов, разработанных после 1970-х годов. Тем не менее, некоторые из этих моделей до сих пор
состоят на вооружении, как в России, так и в других странах, и даже воюют сейчас на Ближнем востоке.
Как нам объяснил экскурсовод, они дешевые и надежные, а в остальном – достаточно поставить современную "начинку".
Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет "ЭПОС", 1976 г.