Недалеко от Лас-Вегаса находится одна из самых знаменитых природных достопримечательностей США — каньон реки Колорадо, известный во всем мире как Гранд-Каньон. Мы собирались посетить самое сердце одноименного национального парка, а по пути посмотреть плотину Гувера и проехать по колоритному штату Аризона.
Дорога из Невады в Аризону проходит мимо плотины Гувера. Она была построена в 1935 году и на тот момент стала крупнейшем гидротехническим сооружением в мире.
История строительства дамбы стала знаковой для США. В годы Великой депрессии этот проект, продвигаемый президентом Гербертом Гувером, помог снизить массовую безработицу сразу в нескольких штатах. Для рабочих и их семей даже был построен неподалеку целый город — Боулдер-Сити.
Строители столкнулись со множеством проблем. Например, невозможно было доставить к месту строительства такое количество бетона, тем более в условиях местного пустынного климата. Поэтому прямо на месте были возведены специальные бетонные заводы. Еще одной проблемой стало медленное затвердевание бетона. При обычных условиях для полного затвердевания такого бетонного монолита потребовалось бы 125 лет. Поэтому было придумано уникальное решение — для охлаждения раствора через тело плотины проложены трубы, по которым проходит все та же вода реки Колорадо. Процесс затвердевания до сих пор окончательно не завершен.
До недавнего времени шоссе 93, соединяющее Неваду и Аризону, проходило прямо по плотине Гувера. Но после террористической атаки 11 сентября 2001 года правительство задумалось о безопасности дамбы. В качестве объездной дороги был построен мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана. Проект этого арочного железобетонного моста был невероятно сложен, канал National Geographic даже посвятил описанию строительства целый фильм.
Вид с дамбы Гувера на Черный каньон реки Колорадо и на мост О'Каллагана - Тиллмана
В результате строительства плотины Гувера образовалось озеро Мид.
Белая полоса появилась на окружающих скалах в 1983 году, когда был достигнут максимальный уровень воды.
Дальше мы решили проигнорировать современные автобаны, и проехаться по историческому шоссе 66.
Оно было открыто в 1926 году и стало одной из первых автомагистралей, соединивших восток и запад США. В 30-е годы по нему двигались на запад в поисках лучшей жизни обедневшие переселенцы из центральных штатов — вспомните американский роман "Гроздья гнева". В 50-е годы американцы разбогатели, стали путешествовать по стране, и шоссе 66 стало символом свободы, дорожной романтики и веры в американскую мечту. "Мать дорог", "главная улица Америки", — так называли эту трассу в песнях, фильмах и сериалах.
Сейчас через США проложены скоростные и гораздо более прямые автострады, но верные поклонники шоссе 66 добились для него статуса исторического маршрута. Сохранилось шоссе не полностью, некоторые участки перестроены или совсем заброшены, но на оставшихся можно с головой окунуться в атмосферу провинциальной Америки 30-40-50 годов. Вдоль дороги остались старые бензоколонки, закусочные, мотели, а небольшие городки, живущие за счет ностальгирующих туристов и байкеров-путешественников, выглядят практически так же, как и шестьдесят лет назад.
Одна из заброшенных бензоколонок на шоссе 66
Кстати, во время одной из остановок Андрей наткнулся на гремучую змею. Больше мы не отходили от дороги.
Достопримечательности маленьких провинциальных городков
Ради такого заката стоило сделать небольшой крюк по трассе 66
Наконец мы добрались до национального парка Гранд-Каньон. Сам парк занимает около 5000 кв. км, и включает в себя большую часть одноименного каньона (даже не весь!). Здесь много кемпингов, смотровых площадок, туристических маршрутов, желающие могут сплавиться на плотах по реке Колорадо или полетать на вертолете. Но для такой программы пришлось бы остановиться в парке на пару дней, и мы решили ограничиться обзорным автомобильным маршрутом вдоль каньона.
От такого вида захватывало дух
Многие смотровые площадки никак не огорожены, любой турист может устроить пикник на краю обрыва
или полазить по скалам прямо над ущельем.
К вечеру мы собрались в обратный путь — нам предстояло проехать 325 миль до маленького городка Парамп в штате Невада, где находится последняя автозаправка перед Долиной Смерти. Продолжение следует...
Подписывайтесь на обновления блога.